Оставить заявку

Как провести эффективный тимбилдинг?

Этот вопрос мы слышим регулярно от наших Заказчиков. Всегда будут те, у кого есть собственное мнение на этот счет и те, кто решит обратиться к специалистам. В этой статье мы не будем убеждать Вас выбрать второй вариант и довериться мнению наших специалистов и нашей Компании ТимБи. Вовсе нет.

Как мы любим говорить, процесс командообразования в любом коллективе идет постоянно. Чем больше времени сотрудники работают вместе, тем больше коммуникационных связей и общих тем их связывает. Главный вопрос которой должен поставить перед собой руководитель Компании или HR-директор: насколько быстро ему необходим дружный рабочий коллектив? Удовлетворяет ли его существующий уровень межличностных коммуникаций? Вопрос этот сложный, требует от руководителя высокой самокритичности и не предвзятости оценки. Попробуйте ответить себе на этот вопрос.

Работая на рынке программ тимбилдинга Москвы и Подмосковья с 2004 года мы слышали совершенно разные и противоположные ответы. Это нормально, все люди разные, по разному оценивают как свою работу, так и людей вокруг себе. С теми кто отвечает на этот вопрос однозначно: у нас все хорошо, все на своих местах, все дружны, работают как слаженная команда, мы практически не сталкиваемся. Для данных руководителей ответ очевиден и услуги Компании ТимБи им не интересны. К нам приходят те, кто решил поощрить коллектив организацией корпоративного мероприятия в формате тимбилдинга, либо те, для кого ответ на выше обозначенный вопрос не однозначен или отрицателен.

Нашим менеджерам бесспорно проще работать с теми, кто осознает проблему в коллективе, ставит целью эту проблему решить. Инструменты решения отработаны годами.

Классическое решение организации эффективного тимбилдинга


  1. обсуждение проблем с Заказчиком, постановка задач
  2. предтренинговое анкетирование сотрудников
  3. предтренинговые собеседования
  4. проведение командообразовательного тренинга
  5. анализ результатов тренинга
  6. организация обратной связи
  7. формирование рекомендаций

Сложнее когда формулировка примерно такова: нам нужен праздник для сотрудников и еще что бы коллектив стал дружнее. Возникает тот самый вопрос: как провести эффективный тимбилдинг, что бы было весело и празднично. Наша цель разобраться в каждом коллективе, послушать нашего Заказчика, лучше всего пообщаться с сотрудниками из разных отделов. Только после этого мы сможем дать ответ на этот вопрос. Как у врачей практически не встречается диагноза «полностью здоров», так и для нас случай, когда коллектив полностью «здоров» крайне редок. Практически всегда в коллективе встречаются центры оппозиции, конфликтные должности, неправильное построение как горизонтальных, так и вертикальных связей.

Универсальной пилюли, которая может за один день решить все проблемы не существует в природе. Это важно понимать и осознавать. Работа по построению рабочей команды это долгий, деликатный процесс. Причем для каждого коллектива, для каждой Компании, свои решения, свой план действий.

Очень примерно общая универсальная схема многолетней программы эффективного тимбилдинга выглядит так:

Год первый. Лето: проведение командообразовательного тренинга «Веревочный курс» Данный тренинг основа основ в командообразовании. Его проведение создаст прочный и правильно сложенный фундамент на котором можно строить любое по высоте «здание» - команду.

Год первый. Осень: В качестве общего стимула для коллектива мы рекомендуем объявить мотивирующий конкурс среди сотрудников Провести небольшое совместное мероприятие: игра в боулинг, пейнтбол. Мы не советуем совмещать данный совместный выезд с банкетом - застольем . Важно не формировать корпоративную культуру в формате «регулярных ресторанных банкетов». Выход в ресторан всем коллективом конечно можно считать отчасти «командообразованием», но ведь мы же говорим об эффективном тимбилдинге, а ресторан стоит на последнем месте по нашей оценке. В ресторане сотрудник общаются с соседями по столу, рассаживаются рядом с друзьями, а это не решит наших задач.

Год первый. Зима: Зима это в первую очередь Новый Год и новогодний корпоратив. Новогодний корпоратив у многих ассоциируется с рестораном и застольем, о низкой эффективности которого мы писали выше. Но в данном случае застолья не избежать, традиции есть традиции. Мы рекомендуем организовать программу спортивного или творческого тимбилдинга как основное событие, а банкет как логическое продолжение. Если бюджет Компании не предполагает привлечение подрядчиков для организации программы тимбилдинга, организуйте капустник, КВН, выступление талантов – важно что бы сотрудники как можно больше коммуницировали на нерабочие темы как до корпоратива, так и вовремя него.

Год первый. Весна: Весной мы предлагаем подведение итогов внутренних конкурсов. Многие делают это на Новогоднем корпоративе, что не совсем верно. Зима насыщена событиями и эмоциями, часть из них надо отложить на весну. Внутренние конкурсы очень тонкий инструмент мотивации и командообразования. Важно организовать открытый, очевидный, честный конкурс. Каждый сотрудник должен понимать, что у всех равные возможности, шансы на успех. Руководство должно внимательно отнестись к отстающим, понять причины отставания, поддержать данных сотрудников.

Год второй. Лето: Прошел первой год построения программы эффективного тимбилдинга. Начали мы с командообразовательного тренинга. У многих западных Компаний данный тренинг стоит как обязательный в ежегодном плане. По опыту нашей Компании в России такая модель не работает, вызывает отрицательную реакцию у сотрудников. Но при этом, для создания двух – трех летней программы эффективного тимбилдинга важно постоянное воздействие на коллектив при помощи различных инструментов. Традиционно лето пора корпоративных мероприятий и пропустить этот сезон мы не имеем право. Мы рекомендуем провести тимбилдинг в необычном нестандартном формате. Это может быть корпоративная спартакиада, приключенческий квест. Важно не допустить повторения заданий и общей структуры программы с прошлогодним мероприятием. Командообразовательный тренинг лучше повторить через 2-4 года. Как скоро тренинг потребует повторения зависет от многих факторов: текучка кадров, динамика развития Компании, процессы реструктуризации как внутри Компании, так и процессы слияния с другими Компаниями.

Год второй. Осень: Редкая Компания имеет возможность раз в квартал проводить мероприятие для всего коллектива. Мы это отлично понимаем. Не будем Вам рекомендовать очередное общее действие. Этой осенью можно объявить новые внутренние конкурсы. Конкурсы не обязательно производственные. Это может быть задание подготовить каждому отделу выступление к новогоднему корпоративу, как пример.

Год второй. Зима: Как было сказано выше – зимой мы отмечаем новый год. Основной задачей станет удивить коллектив новым форматом, новой программой.

Год третий. Лето: Прошло уже 2 года после проведения тренинга командообразование. В течение этого времени руководитель и HR-директор постоянно наблюдали за коллективом, корректировали свою работу и делали выводы. Мы надеемся что Ваши и наши старания увенчались успехом и к третьему году мы смогли сформировать дружную рабочую команду профессионалов, работающую на общую цель процветания Компании. Этим летом рекомендуем провести тимбилдинг в формате сценарной командообразовательной игры. Данные программы основаны на тренинге командообразования, при этом проводятся в игровой форме. В каждой программе присутствует игровая легенда, в которой сформулирована единая цель для всего коллектива. Многие задания имеют много общего с заданиями тренинга, который мы провели первым летом. Это позволит сотрудникам вспомнить, как проходил тренинг два года назад, как сложно и долго они решали эти задачи тогда и насколько проще они решаются сейчас. Это позволит сотрудникам убедиться в том, насколько они стали сильнее как команда, как единый живой организм. Новые сотрудники увидят как работают над нестандартными задачами «ветераны» - это повысит их доверие как к коллективу, так и к руководству Компании.

Приведенная выше программа организации многолетней программы эффективного тимбилдинга носит всего лишь рекомендательный характер и для каждой Компании она индивидуальна и неповторима. На формирование программы влияет огромное количество факторов: специфика деятельности Компании, конкурентная среда в отрасли, текучка кадров, обще экономическая ситуация как в отрасли, так и в стране и многое другое.

Важно помнить – успех Компании невозможен без команды профессионалов. Как бы Вы не ответили на вопрос, обозначенный в самом начале статьи – нет предела совершенства и не бывает идеального коллектива.

Эффективный тимбилдинг Эффективный тимбилдинг