Оставить заявку

Плохой – хороший тимбилдинг

Поговорим о том, каким бывает тимбилдинг, с чего все начиналось, какие смешные и не очень истории случались, как не ошибиться при выборе и организовать тимбилдинг эффективно и грамотно.

Немного истории


Началось все в Америке, в 70х годах прошлого столетия. Группа психологов во главе с Карлом Ронке заимствовало и адаптировало технологию подготовки армейских спец подразделений для подготовки команд в бизнесе. Тогда и появился «Веревочный курс» (Ropes Course) - активный тренинг командообразования. Не будем подробно описывать тренинг, отметим лишь то, что ключевое слово «тренинг», а не «веревочный». Это важно понимать, т.к. часто мы сталкиваемся в своей работе с непониманием со стороны Заказчика самой сути программы. Часто HR специалисты или сотрудники офиса которым было поручено организовать мероприятие путают понятие «тренинг Веревочный курс» и веревочные развлечения формата «полоса препятствий» или популярные развлечения «веревочный городок».

В России тренинг появился в середине 90-х с появлением в стране западных компаний и представителей западного менеджмента. В Америке и Европе этот тренинг популярен уже давно и во многих Компаниях входит в программу обучения персонала. Проводится раз в 2 года, без изменений.

В конце 90-х проведение тренинга для сотрудников стало популярно и в России. За западными Компаниями потянулись и отечественные Заказчики. Но как известно «у ней особенная стать» и скоро нашим Заказчикам повторять одно и то же наскучило и рынок стал требовать нового формата. Тогда и появился термин «тимбилдинг» или «сценарные командообразовательные программы». В основу данных программ лег тренинг «Веревочный Курс» к которому добавилась игровая легенда – сценарий. В легенде обозначается единая для всего коллектива цель, общая задача. Выполнить задачу возможно только усилиями всего коллектива. Участники делятся на команды, проходят задания на командное взаимодействие. За выполнение заданий команды получают бонусы согласно легенде и с их помощью в финале одерживают общую победу.

Появились программы тимбилдинга на воде, квесты, творческие и интеллектуальные тимбилдинги. Если HR специалист понимает задачи и проблемы в коллективе – его выбор тренинг командообразования «Веревочный курс». Если стоит задача совместить летний отдых и решение общих командообразовательных задач – как правило, выбирается игровой вариант тимбилдинга.

Забавные истории про тимбилдинг


За годы работы у нас было много забавных и не очень историй. Например был такой случай. Один довольно крупный Заказчик четко обрисовал текущие проблемы в коллективе, было проведено несколько встреч, в том числе с тренерами – психологами. Были обозначены персональные задачи по отдельным сотрудникам. Естественно заказан был именно тренинг. Мы особенно обращали внимание на то, что программа серьезная. Отметили что персонал должен быть правильно проинформирован. Мы подготовили приглашения, которые было необходимо довести до каждого. От персонального предтренингового анкетирования Заказчик отказался. Были продуманы и оговорены все детали. Ошибка была в том, что руководство решит не ехать вместе со всем коллективом. И вот наступает долгожданный день тренинга... Наши специалисты с утра ждут на площадке, еще раз обсуждают задачи. Однако коллектив понял все по своему. Раз на природу – значит праздник. А если праздник, то что? Правильно! Его надо отметить. А время на это было т.к. из-за аварии на загородном шоссе образовалась пробка. Руководство приехало чуть раньше и вместе с нашими тренерами ловило выпадающих по одному из автобуса сотрудников, некоторые из которых с большим трудом стояли на ногах. Тренинг был сорван. Во втором автобусе ситуация была все же получше, и сформировав группу относительно трезвых сотрудников мы провели игровую программу.

Случай конечно уникальный. Чаще встречается другое: руководство не хочет «расстраивать» коллектив тем, что сегодня они поедут именно на обучение. Активное, интересное, но именно обучение. В итоге сотрудники прибывают на площадку с ожиданием праздника, веселья. Конечно опытные тренеры довольно быстро и мягко объясняют участникам что это не так. Да, будет интересно, но это не праздник, а все же тренинг. Но на это уходит от 15 до 30 минут рабочего времени, которое лучше конечно потратить на решение тренинговых задач.

Еще один забавный случай. У Заказчика была следующая проблема: два отдела не общались между собой. Отделы не конкурировали между собой. Скорее по непонятным причинам так сложилась корпоративная культура. Понять причину мы так и не смогли. Сотрудники отделов просто не общались. Был проведен тренинг на 8 часов. Через месяц мы созвонились с Заказчиком и получили лестный отзыв – сотрудники стали свободно коммуницировать между отделами, общаться и даже дружить. Однако через год, когда мы приехали на встречу обсуждать следующую программу, HR директор с улыбкой сообщила нам, что тренинг нанес ощутимый урон бизнес процессам. Мы были в замешательстве. Пока она не озвучила причину: на текущий момент одна из ключевых сотрудниц вышла замуж за коллегу из соседнего отдела и в скором времени собирается в декретный отпуск и есть подозрение, что еще одна пара узаконит свои отношения. Бывают и такие истории.

Возвращаясь к истории тимбилдинга в России


В конце 90х начале 2000х предложение на рынке было не столь обширным, как сейчас, но при этом качество услуг в среднем по рынку было на порядок выше. Специалисты с высшим психологическим образованием заказывали в Америке и Европе специализированную литературу, переводили и изучали. Создавали фокус группы из друзей и знакомых на которых отрабатывались навыки работы с командой, копился опыт. Даже игровые программы тимбилдинга давали ощутимый эффект.

Обидно то, что впоследствии стали появляться фирмы спекулирующие терминами Веревочный курс и тимбилдинг. В интернете стали доступны описания упражнений на командное взаимодействие. Появилось много бракоделов, которые прочитав правила упражнений стали привлекать к работе студентов, аниматоров. Рынок разделился на «старичков» и «новичков». Заказчику стало сложно выбрать подрядчика, правильно оценить его уровень. У всех примерно одинаковые презентации, в которых говориться что программа будет полезна для коллектива. Соответственно и разброс стоимости программ стал очень большим. Это естественно, ведь оплата профессионального тренера и студента аниматора отличается в несколько раз.

Регулярно на переговорах приходится сталкиваться с рассказами о том, как в прошлом году Заказчик проводил «Веревочный Курс» и высказывания о том, что «больше нам такого не надо». Слушая таких Заказчиков волосы встают дыбом, понимаешь, что ничего общего с тренингом проведенная программа не имела даже близко. В интернете полно объявлений, которые просто шокируют, например: Веревочный курс за 2 часа за 1000 рублей с человека. В нормальном тренинге только вводная часть, так называемая разминка в больших и малых группах, может занимать 1,5 – 2 часа. А само время тренинга составляет минимум 5 часов. Решение некоторых задач может занять несколько дней.

Как правильно выбрать подрядчика?


Опишем основные критерии:

  1. Опыт Компании. Основные Компании начали свою работу в конце 90х годов. . Опыт должен быть подтвержден благодарственными письмами Заказчиков с указанием даты. Помимо красочных презентаций и красивых рассказов, попросите прислать резюме специалистов, которые будут работать на программе.

  2. Не принимайте решение о выборе подрядчика не проведя несколько встреч. Такой критерий как стоимость или красочность презентации при выборе данного продукта не является основополагающим. Только личное общение.

  3. Узнайте сколько на программе будет задач на командное взаимодействие. Секрет тут простой. Если Вы заказываете игровой тимбилдинг на 3,5 – 4 часа (а предложения с меньшей продолжительностью программы стоит сразу отсеять – короткая программа не может быть эффективна) каждая команда сможет пройти от 8 до 14 заданий. Монтаж и доставка каждого задания стоит денег. Недоброкачественные подрядчики экономят на этом и привозят минимальный набор. А набор заданий – это набор инструментов для тренера, с помощью которых он будет регулировать динамику команды, сохранять вовлеченность участников и их заинтересованность. Минимально разумный набор заданий начинается от 25 и выше. Команда не посетит все задания. Это не так важно. Важно то, что у тренера будет выбор. Если команда устала физически, тренер поставит следующим задание на логику или командную координацию, если предыдущие упражнения дались команде легко и участникам кажется, что победа близка – тренер ставит сложное задание, остужает пыл команды, дает понять, что победа легкой не бывает. Ассортимент заданий позволяет работать с коллективами разных возрастов, физических возможностей, разного настроя.

    История из жизни. В летнем сезоне 2016 года к нам обратился Заказчик с заявкой на тимбилдинг. При этом в заявке было очень детально прописано, как же мы должны проводить программу. Нам было очевидно, что видение Заказчика явно приведет к потере качества. Переговоры и разъяснения ни к чему не привели. Заказчик выбрал другого, более дешевого подрядчика, который был готов все провести по инструкциям Заказчика. В сезоне 2017 мы вернулись к диалогу. Перед встречей, по телефону, нам было сказано – тимбилдинг у нас был в прошлом году, такого больше не хотим. В целом это стандартная ситуация, когда Заказчик не хочет повторять формат и хочет чего-то нового. По телефону мы обсудили формат «Приключенческого квеста». Было подготовлено предложение. На встрече речь зашла про прошлый год. Представители Заказчика с ужасом стали рассказывать как их физически замучили в прошлом году. «Болели все мышцы, мы хромали и не могли безболезненно переступать порог офиса. Охранники на входе смеялись над нами неделю.» Сам тимбилдинг по сути стал программой «день здоровья и сдача норм ГТО» без логичного сценария и общей цели. Про эффект командообразования мы даже не говорим. Мы презентовали Заказчику наши упражнения, подробно рассказали про них. Ни одно из наших заданий не было на программе прошлого года. Как итог в начале июня мы провели стандартный тимбилдинг. Заказчик полностью доволен и самое главное осознал, что каждый должен заниматься своим делом, а для узких задач требуется привлечение специалистов. Программу Квест теперь обсуждаем как планы на следующий год.

  4. Продуманность деталей и различных форс-мажоров. Распросите подрядчика о том, насколько он готов к различным неожиданностям. А если дождь? А если холод или наоборот жара? А если пробки на дорогах? У опытного подрядчика готовы ответы на все вопросы.

Если у Вас появились любые вопросы – будем рады помочь Вам советом и поделиться опытом!

С уважением, Команда Тим-Би.